Россия — страна дорожных мифов
04.04.2013 21:23
Россияне уверены, что чаще других правила дорожного движения нарушают представители власти. К таким выводам пришли эксперты ВЦИОМ и ВШЭ в ходе социологического исследования, в котором приняли участие пешеходы, автомобилисты и сотрудники ГИБДД. Больше половины респондентов считают, что особенно часто ПДД игнорируют представители привилегированных слоёв: депутаты и их помощники (35%), «силовики» (37%), а также бизнес-элита (29%). Хотя результаты исследования растиражировали многие СМИ, «Вологодский партизан» решил не идти по лёгкому пути. Вооружившись калькулятором и данными статистики, мы выясняли, насколько общественное мнение соответствует реальности.
Взявшись за работу, журналисты «ВП» столкнулись с серьёзной проблемой – с отсутствием статистики по категориям нарушителей. Кто и как часто нарушает ПДД, в ГУ ГИБДД специально не высчитывают. Известно лишь, что в 2012 году каждый оштрафованный на территории нашей страны гражданин пренебрёг правилами в среднем 1,4 раза. Что касается социального портрета «героя» штрафной статистики, то, к сожалению, «имя его не известно». И даже если бы такой учёт вёлся, следовало бы усомниться в его достоверности. По крайней мере, в отношении чиновников и сотрудников силовых ведомств. Ведь как признались принимавшие участие в исследовании ВЦИОМ и ВШЭ инспекторы ДПС, автомобили, чьи владельцы могут обладать властью и связями, они вообще стараются не останавливать. Соответственно, и нарушения, совершённые такими автомобилями, в официальную статистику не входят.
Тем не менее, по субъективным оценкам сотрудников дорожной полиции, доля властьимущих нарушителей (чиновники, силовики, крупные предприниматели) составляет от 20 до 40% на улицах Москвы и от 2 до 10% в целом по России, что уже мало соответствует идее об их массовом характере. Следует отметить также, что в эти проценты входит и немало псевдодепутатов, псевдочиновников и псевдосотрудников правоохранительных органов. Их «ксивы», «спецпропуска» и «спецномера» – бутафория и не более того.
Таким образом, достоверной информации о социальном статусе нарушителей ПДД нет. Да и откуда ей взяться? Основной источник сведений для статистов – протоколы, а из них, по сути, и узнать-то можно лишь, работает нарушитель или нет. Поскольку статистика не способна подтвердить или опровергнуть общественное мнение, мы обратились к наблюдениям наших коллег из журнала «За рулём», которые несколько лет назад тоже задались вопросом о портрете нарушителя ПДД. Их выводы оказались неожиданными.
Оказывается, нарушают практически все, независимо от занимаемой должности, связей и цены автомобиля. Причём, массово ПДД нарушают так называемые «коллективисты», которые передвигаются на сравнительно недорогих иномарках и запросто выезжают на встречку, разворачиваются через двойную сплошную и разгоняются до 150 км/ч там, где максимальная разрешённая скорость – 80 км/ч. Ещё одна значительная группа нарушителей – «реальные пацаны» — молодёжь на «девятках» и «десятках». Наглые, агрессивные, они ведут себя по-хамски, могут угрожать, нередко садятся за руль пьяными. Есть среди нарушителей, конечно, и депутаты, и «менты», и «чекисты», но сказать, что они нарушают чаще других, нельзя.
С чем же связан миф о том, что чаще всего ПДД игнорируют именно высокопоставленные лица? Можно предположить, что значительную роль здесь играют СМИ. Журналисты акцентируют внимание на «громких» ДТП и «громких» нарушениях с участием публичных личностей. На днях, например, в поле зрения репортёров попал поэт Илья Резник. И хотя каждый день в Москве сотрудники ДПС составляют больше тысячи административных протоколов, в течение пары недель вся страна будет обсуждать один конкретный инцидент. Таковы законы масс-медиа.
Читайте также:
Политическая кончина Сергея Кушеева
Как стать звездой оппозиции: советы для «чайников»
Александр Лукичев: «Я не алкоголик!»
Николай Жаравин воровал деньги вологжан?
Елену Шинякову могут лишить статуса адвоката из-за проблем с кредитами