Об антитабачном законопроекте
11.03.2013 09:28
После прохождения всех стадий обсуждения и принятия антитабачный законопроект имеет все атрибуты, присущие кампаниям по борьбе с курением в западных странах. В некоторых положениях российский вариант оказался даже жёстче, например, норма о запрете выкладки табачной продукции на витринах существует далеко не во всех европейских странах. Также серьёзно ограничен переходный период – основная часть запретов вступит в силу уже с июня 2013 года. Более того, список запретов может ещё расшириться, так как законопроект оставляет регионам значительный коридор возможностей в самостоятельном определении дополнительных мер ограничительного характера. Стоит также отметить, что большое внимание в законопроекте уделено борьбе с пропагандой курения – под запрет попадают электронные сигареты, жвательные резинки в виде сигарет, а также демонстрация курения на телевидении (кроме случаев, когда курение является частью художественного замысла режиссёра).
С другой стороны, в результате обсуждения законопроекта в Госдуме, ряд его положений был смягчён. Например, отменено ограничение по площади для магазинов, имеющих право торговать табачными изделиями (правительство предлагало запретить продажу сигарет магазинам с площадью менее 50 кв. м.). По всей видимости, это стало результатом лоббизма как самих торговых предприятий, так и Министерства экономического развития, считающего, что подобная мера могла бы сильно ударить по малому бизнесу.
В целом, нынешний законопроект радикально отличается от всех антитабачных мер предшествующего периода. Прежние попытки ужесточить нормы в этой сфере выхолащивались за счёт лоббизма табачных компаний и непублично поддерживающих их госструктур (например, Минсельхоза), в результате чего изначально жёсткий законопроект превращался в довольно мягкий закон и не приводил к качественным сдвигам в статистике курения. Впрочем, резкое принятие пакета запретительных мер вряд ли приведёт к столь же радикальному изменению ситуации. Спрос на сигареты неэластичен, поэтому, чтобы добиться радикального снижения числа курильщиков, необходимо было весь тот период, что Россия является подписантом конвенции ВОЗ по борьбе против табака (присоединилась в 2008 году), поэтапно проводить антитабачную кампанию, в том числе с помощью пропаганды здорового образа жизни.