ТОЧКА ЗРЕНИЯ

КАРТИНА ДНЯ | ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ВИДЕО | ТЕЛЕТАЙП СЛУХОВ | О НАС



О влиянии смешанной системы выборов на демократизацию

07.03.2013 14:18

Григорий Голосов. Фото polit.ru

Григорий Голосов. Фото polit.ru

Профессор сравнительной политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов рассказал, почему законопроект, предлагающий новую, смешанную систему выборов в Государственную думу, вновь послужит укреплению сложившейся в России политической монополии.

Григорий Васильевич, сегодня мы хотели бы поговорить с вами о внесенном президентом в Госдуму законопроекте о новом старом порядке выборов депутатов Государственной думы по смешанной системе. Вроде законопроект новый, но концепт старый, поэтому сразу напрашивается вопрос – это прогресс для политической системы или регресс?

Дважды войти в одну воду невозможно. И этот ход нельзя назвать возвратом в прошлое. С тех пор, как эта система была отменена в 2003 году, очень многое изменилось. Возникли новые приоритеты. Но, прежде всего, в 2003 году в России еще не было политической монополии, а сейчас она есть. Власть стремится сохранить и укрепить эту монополию. И все предпринимаемое сейчас властью в сфере регуляции политической системы, в том числе и данный законопроект, направлено на это.

Поэтому в законопроекте нет, например, ранее обсуждавшихся избирательных блоков?

Ну, конечно. Это один из тех моментов, которые хорошо показывают разницу между старым и новым порядком вещей. Дело в том, что до 2003 года включительно избирательные блоки активно использовались самой властью для достижения своих политических целей. В частности надо помнить, что политический разгром КПРФ до 2003 года был бы невозможен без политического блока «Родины», «Партии социальной справедливости» и «Партии пенсионеров». Но сейчас, когда нужно поддерживать превосходство партии «Единая Россия» над всеми остальными партиями, эта стратегия уже ни к чему. Зачем она, если ее тогда начнет использовать оппозиция, создавать свои избирательные блоки, преодолевая раздробленность оппозиционных политических партий? Эту опасность нужно было блокировать, вот ее и блокировали.

А пятипроцентный проходной барьер для партий против нынешнего в 7% — это тоже декоративная мера?

Да просто в ситуации нынешней партийной системы семипроцентный барьер стал уже явно избыточным. Он и раньше-то считался совершенно одиозным. Настолько, что все зарубежные наблюдатели нашей избирательной системы в один голос отмечали: в демократической стране такого проходного барьера быть не может. Практика же прошедших региональных выборов показала, что в подавляющем большинстве случаев не имеет значения, применяется 5%-й или 7%-й барьер. С другой стороны российская партийная система сейчас такова, что в выборах будет участвовать очень много партий. Это значит, что очень много голосов будет теряться, и 7%-й барьер станет выглядеть совсем уж одиозно. А так они барьер на 2% снизили, но это снижение все равно никак не угрожает действующим партиям в Государственной думе.

Легко предположить картину, когда по партийным спискам «Единая Россия» получает, скажем, 35% процентов голосов. Еще 30% получают партии, которые преодолевают 5%-й барьер. И еще 35% процентов получают партии, которые его не преодолевают. И тогда со своими 35%-ми «Единая Россия» получает 50% мест в Госдуме, отведенных на партийные списки. А по одномандатным округам, естественно большинство получат кандидаты от каких-то аффилированных с «Единой Россией» структур, вроде «Общероссийского народного фронта».

Собственно, когда я говорил о поддержании и укреплении политической монополии, то я имел в виду именно это. Дело в том, что действующая политическая система вынуждала «Единую Россию» для получения большинства в Думе, идти на такие фальсификации на выборах, что они ни в какие ворота уже не лезли.  Все они отмечались, конечно же, наблюдателями и не были секретом для основной массы наблюдателей.

А при смешанной избирательной системе с большим количеством партий ситуация складывается уже совсем иная. Больше не нужно вбрасывать ведущему список кандидату 10-15% голосов. Если кандидатов-одномандатников много, то перевес одного над другим будет незначительным. При новой системе достаточно будет «добросить» кандидату 1,5-2% голосов, ну, 3%, после чего он пройдет. А если это систематически будет происходить по всей стране, то вот мы и получим Госдуму, состоящую практически из одних единороссов, как бы они ни назывались.

Источник




Наверх  Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru