ТОЧКА ЗРЕНИЯ

КАРТИНА ДНЯ | ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ВИДЕО | ТЕЛЕТАЙП СЛУХОВ | О НАС



Бескультурная революция

12.10.2012 11:42

Дмитрий Юрьев. Фото izvestia.ru

Логика развития политических событий в стране, получившая свое крайнее  выражение в выдвижении правящей партией кандидатуры Алексея Митрофанова на пост  председателя комитета Госдумы по СМИ (и всё это на фоне ураганной  законотворческой и нормометательской активности) — это логика грандиозного, охватывающего все стороны жизни общества распада и дискредитации  действительности. Мама-анархия выходит на улицы городов под ручку с коллективным  папой, которого трудно измерить миллионами баррелей портвейна. И если  социально-политический и экономический кризисы то ли есть, то ли их нет — и  оценка гражданами этих кризисов существенно разнится, — то эстетический кризис  одинаково остро ощущается всеми слоями общества. Интеллигенты и бомжи, «болотноплощадные» и «охотнорядцы» — все объединены нестерпимым чувством «эстетических разногласий» с тотальным безобразием происходящего.

Дискредитируется всё и не дискредитированным не остается ничего.Сначала «панк-молебен» в храме Христа Спасителя — злостная и злобная, разрушительная выходка маргиналов, которые раньше не просто не встречали  общественно-государственного отпора, но и получали за свой публичный вандализм  официозные премии, — подсвечивает своим беснованием всё так называемое  актуальное искусство: не большинство, но существенная часть «арт-дилеров» безо  всяких «с одной стороны — с другой стороны» (это пришло потом) бросается  радостно подхихикивать «антиклерикальному перформансу». Панковские «ирокезы» незримо вырастают над коллективным разумом «прогрессивной» и «светской» либерально-культурной тусовки, безвозвратно уничтожая и дискредитируя саму  возможность существования в культурном пространстве цивилизованных, не  хулиганских, не панковских форм агностического или атеистического дискурса. Затем на сцену вываливает толпа панк-клерикалов — всякого рода «православных  экспертов», «хоругвеносцев» и прочих сторонников борьбы с кощунством посредством  хамства. Это демонстративно глупое, одиозное «панк-православие» вытесняет в  маргиналии нормальную, умную, подлинно христианскую общественную позицию, дискредитируя ее и насильственно объединяя бесогонов с бесноватыми в ту  неопрятную и неприятную единосущность, о которой еще в позапрошлом веке резко, но от души сказал великий русский православный поэт Алексей Константинович  Толстой такие злые слова: «Нет ничего слюнявее и плюгавее русского безбожия и  православия». Торжественным завершением этой грандиозной антикультурной, антидуховной и антигражданской провокации становится судебный панк-процесс, в  ходе которого дискредитируется власть и ее способность защищать общественное  здоровье — поскольку нелепые аргументы суда, явно для всех не основанные на  действующих нормах закона, превращают абсолютно оправданную и морально  безупречную позицию защиты общественного спокойствия от хулиганства и морального  террора в слабую, злобную и языческую по своему существу месть обиженных за  начальство охранников.

Другая линия — собственно социально-политического противостояния — столь же  стремительно утыкается в какую-то кислотную подворотню. Унылые «болотные  гуляния», с их стенаниями, мелкотравчатостью и натужной имитацией гражданского  оргазма (пардон, «честными интернет-выборами оппозиционного совета»), встречают  со стороны власти отпор в виде столь же поддельной, ненастоящей политической  реакции, бессодержательность, мелкотравчатость и безобразие которой особенно  комично подчеркивают тот очевидный факт, что не бывает настоящей реакции при  столь очевидном отсутствии эрекции. Прежние — достаточно грубые и  бесперспективные — сценарно-постановочные политтехнологии «управляемой  демократии» (по поводу которых Максим Кононенко запустил в обиход термин «андроиды») сменились совсем уже анекдотичными попытками даже не управлять  политическим процессами, а подменять эти процессы приписками в отчетах по  начальству и «перехватывать инициативу в формировании повестки дня» с помощью  парламентской активности о железном занавесе, неродных депутатах и комитете по  СМИ и политической порнографии (и следовало бы, наверное, констатировать — на  смену «андроидам» и «деревянным солдатам», в отсутствие Урфин Джюса и его  волшебного порошка, пришли манекены и иные разнополые изделия из латекса).

Вносить — чтобы спасти ситуацию — в Думу законопроект «Об оскорблении  эстетических чувств граждан» (и чтобы по этому закону были бы запрещены любые  формы безобразия и глупости, любые нелепые, вздорные и некрасивые выходки как со  стороны имитаторов-реакционеров, так и революционеров-симулянтов) вряд ли было  бы продуктивным решением. Между тем тотальная дискредитация уже не только  моральной стороны политики и социальной жизни, но и их реальности — это страшная  угроза. Можно еще несколько месяцев размахивать белыми ленточками, можно в ответ  обзывать эти ленточки резиновыми словами, можно изображать гражданскую скорбь  или, напротив, бороться с серо-буро-малиновыми революциями — но нельзя при таком  развитии событий не утратить реальную управляемость серьезнейшими общественными  процессами. «Эстетические разногласия» Андрея Синявского с советской властью  были мощным предвестником того совершенно неудержимого удара, который был в  конце 1980-х нанесен по могучему режиму КПСС насмешливым, пренебрежительным  отвращением большинства, переставшего воспринимать всерьез любые — даже самые  правильные — смыслы, исходящие со Старой площади. Но тогда в обществе оставался  страховочный ресурс самоуважения, признания общезначимых ценностей. Оставались  лидеры протеста, чье организационное бессилие не мешало всерьез относиться к их  честности и уму.

Сегодняшняя бескультурная (и бесо-культурная) революция лишена такой  страховки. Все основные смысловые стержни общественной жизни — консервативно-охранительская и либерально-оппозиционная, православно-нравственная и толерантно-светская — подменены муляжами, грубыми и  злыми пародиями. Все «здоровые силы» общества, вся его респектабельная основа — вне зависимости от взглядов и отношения к власти — отброшены в сторону и  чувствуют себя маргиналами, со стороны взирающими на панк-вакханалию  непрофессиональных, неумных, безответственных и бесконтрольных фриков. И если  немедленно не положить конец глупости, мелочности и имитаторству, если не вынуть  оставшиеся в наличии головы с мозгами из песка и не удержать безудержное  дурачество либеральных идиотов и провластных недоумков, то для самосохранения  государства и народа может просто не остаться ни сил, ни времени.

Источник

Дмитрий Юрьев, политолог



Наверх  Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru