Бескультурная революция
12.10.2012 11:42
Логика развития политических событий в стране, получившая свое крайнее выражение в выдвижении правящей партией кандидатуры Алексея Митрофанова на пост председателя комитета Госдумы по СМИ (и всё это на фоне ураганной законотворческой и нормометательской активности) — это логика грандиозного, охватывающего все стороны жизни общества распада и дискредитации действительности. Мама-анархия выходит на улицы городов под ручку с коллективным папой, которого трудно измерить миллионами баррелей портвейна. И если социально-политический и экономический кризисы то ли есть, то ли их нет — и оценка гражданами этих кризисов существенно разнится, — то эстетический кризис одинаково остро ощущается всеми слоями общества. Интеллигенты и бомжи, «болотноплощадные» и «охотнорядцы» — все объединены нестерпимым чувством «эстетических разногласий» с тотальным безобразием происходящего.
Дискредитируется всё и не дискредитированным не остается ничего.Сначала «панк-молебен» в храме Христа Спасителя — злостная и злобная, разрушительная выходка маргиналов, которые раньше не просто не встречали общественно-государственного отпора, но и получали за свой публичный вандализм официозные премии, — подсвечивает своим беснованием всё так называемое актуальное искусство: не большинство, но существенная часть «арт-дилеров» безо всяких «с одной стороны — с другой стороны» (это пришло потом) бросается радостно подхихикивать «антиклерикальному перформансу». Панковские «ирокезы» незримо вырастают над коллективным разумом «прогрессивной» и «светской» либерально-культурной тусовки, безвозвратно уничтожая и дискредитируя саму возможность существования в культурном пространстве цивилизованных, не хулиганских, не панковских форм агностического или атеистического дискурса. Затем на сцену вываливает толпа панк-клерикалов — всякого рода «православных экспертов», «хоругвеносцев» и прочих сторонников борьбы с кощунством посредством хамства. Это демонстративно глупое, одиозное «панк-православие» вытесняет в маргиналии нормальную, умную, подлинно христианскую общественную позицию, дискредитируя ее и насильственно объединяя бесогонов с бесноватыми в ту неопрятную и неприятную единосущность, о которой еще в позапрошлом веке резко, но от души сказал великий русский православный поэт Алексей Константинович Толстой такие злые слова: «Нет ничего слюнявее и плюгавее русского безбожия и православия». Торжественным завершением этой грандиозной антикультурной, антидуховной и антигражданской провокации становится судебный панк-процесс, в ходе которого дискредитируется власть и ее способность защищать общественное здоровье — поскольку нелепые аргументы суда, явно для всех не основанные на действующих нормах закона, превращают абсолютно оправданную и морально безупречную позицию защиты общественного спокойствия от хулиганства и морального террора в слабую, злобную и языческую по своему существу месть обиженных за начальство охранников.
Другая линия — собственно социально-политического противостояния — столь же стремительно утыкается в какую-то кислотную подворотню. Унылые «болотные гуляния», с их стенаниями, мелкотравчатостью и натужной имитацией гражданского оргазма (пардон, «честными интернет-выборами оппозиционного совета»), встречают со стороны власти отпор в виде столь же поддельной, ненастоящей политической реакции, бессодержательность, мелкотравчатость и безобразие которой особенно комично подчеркивают тот очевидный факт, что не бывает настоящей реакции при столь очевидном отсутствии эрекции. Прежние — достаточно грубые и бесперспективные — сценарно-постановочные политтехнологии «управляемой демократии» (по поводу которых Максим Кононенко запустил в обиход термин «андроиды») сменились совсем уже анекдотичными попытками даже не управлять политическим процессами, а подменять эти процессы приписками в отчетах по начальству и «перехватывать инициативу в формировании повестки дня» с помощью парламентской активности о железном занавесе, неродных депутатах и комитете по СМИ и политической порнографии (и следовало бы, наверное, констатировать — на смену «андроидам» и «деревянным солдатам», в отсутствие Урфин Джюса и его волшебного порошка, пришли манекены и иные разнополые изделия из латекса).
Вносить — чтобы спасти ситуацию — в Думу законопроект «Об оскорблении эстетических чувств граждан» (и чтобы по этому закону были бы запрещены любые формы безобразия и глупости, любые нелепые, вздорные и некрасивые выходки как со стороны имитаторов-реакционеров, так и революционеров-симулянтов) вряд ли было бы продуктивным решением. Между тем тотальная дискредитация уже не только моральной стороны политики и социальной жизни, но и их реальности — это страшная угроза. Можно еще несколько месяцев размахивать белыми ленточками, можно в ответ обзывать эти ленточки резиновыми словами, можно изображать гражданскую скорбь или, напротив, бороться с серо-буро-малиновыми революциями — но нельзя при таком развитии событий не утратить реальную управляемость серьезнейшими общественными процессами. «Эстетические разногласия» Андрея Синявского с советской властью были мощным предвестником того совершенно неудержимого удара, который был в конце 1980-х нанесен по могучему режиму КПСС насмешливым, пренебрежительным отвращением большинства, переставшего воспринимать всерьез любые — даже самые правильные — смыслы, исходящие со Старой площади. Но тогда в обществе оставался страховочный ресурс самоуважения, признания общезначимых ценностей. Оставались лидеры протеста, чье организационное бессилие не мешало всерьез относиться к их честности и уму.
Сегодняшняя бескультурная (и бесо-культурная) революция лишена такой страховки. Все основные смысловые стержни общественной жизни — консервативно-охранительская и либерально-оппозиционная, православно-нравственная и толерантно-светская — подменены муляжами, грубыми и злыми пародиями. Все «здоровые силы» общества, вся его респектабельная основа — вне зависимости от взглядов и отношения к власти — отброшены в сторону и чувствуют себя маргиналами, со стороны взирающими на панк-вакханалию непрофессиональных, неумных, безответственных и бесконтрольных фриков. И если немедленно не положить конец глупости, мелочности и имитаторству, если не вынуть оставшиеся в наличии головы с мозгами из песка и не удержать безудержное дурачество либеральных идиотов и провластных недоумков, то для самосохранения государства и народа может просто не остаться ни сил, ни времени.