ТОЧКА ЗРЕНИЯ

КАРТИНА ДНЯ | ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ВИДЕО | ТЕЛЕТАЙП СЛУХОВ | О НАС



Невоенные рычаги внешней политики России

04.10.2012 15:20

Шамси Асафов

Шамси Асафов

1. В 2008 году произошли важные события для российской внешней политики – конфликт с Грузией и неудачное выступление Дмитрия Медведева на Лондонском саммите «Большой двадцатки» (где Россия попыталась довольно искренне посоветовать другим членам «двадцатки», как лучше и эффективнее организовать мировую экономику и финансовую систему, но никто выслушивать эти предложения не стал). Именно тогда окончательно развеялись иллюзии, которыми российское политическое сообщество жило достаточно долго: во-первых, то, что военная сила в современном мире практически не применима, во-вторых, то, что мировая экономика устроена естественным и справедливым образом, и те государства, которые лучше и эффективнее работают, и получают больше. Стало понятно, что это не так и что снова пора вернуться к понятию «силы», которая и определяет возможности страны на мировой арене. Как политические, так и экономические.2. Эффективность таких инструментов как санкции, поставки газа, возможность использовать наличие валютных резервов для достижения политических альянсов и договоренностей зависит также от того, какое место государство занимает в мировой табели о рангах. Относится ли оно к тем государствам, которые формируют правила игры? Или к тем, кто эти правила выполняют?

3. На каких факторах основывается мощь? Это и военная сила с политической решимостью, и место в мировой экономике, мировой финансовой системе, и языковая и культурная экспансия, доминирование в сфере СМИ. Четкие пропорции между этими компонентами силы неизвестны. Более того, понятно, что одно может частично компенсировать другое. Недопустимо только полное отсутствие чего-либо. Абсолютно нищая страна, не имеющая никаких позиций в мировой торговле, но обладающая существенной военной силой, не может быть автором неких правил и иметь постоянно устойчивое влияние на мировой арене. Вместе с тем определенный недостаток военной силы порой может компенсироваться другими качествами.

4. Комплекс компонентов силы позволяет стране занимать некоторое место в мировой иерархии. Это место никому не гарантируется навечно: государства постоянно теснят друг друга, меняют своей статус. Когда-то гегемоном были США, когда-то – Великобритания, когда-то – Голландия. Вся история человечества – это смена мировых систем, мировых лидеров. В любой момент в мировой системе присутствуют три группы государств. Есть государства-лидеры, есть государства ведомые, которые в силу своего малого размера, политической слабости никогда не могут рассчитывать на какое-либо лидерство, а есть государства-претенденты, которые используют каждый удобный случай для того, чтобы подняться вверх по иерархии и стать лидерами.

Следует признать, что Россия – это региональная держава, держава-претендент. Мы не лидер, но мы и не ведомое государство. У нас не хватает ресурсов для того, чтобы подняться выше, но тем не менее у нас достаточно экономической, военной мощи для того, чтобы застолбить за собой некоторые позиции регионального масштаба, для того, чтобы вместе с другими «недовольными» пытаться улучшить свое положение.

5. Попытки рассматривать любые инструменты проведения внешней политики как суперэффективные и возможные в любой ситуации – неудачны. Потому что у всех этих инструментов есть предел эффективности. Пределом эффективности поставок газа является ситуация взаимозависимости. Потому что российские производители и поставщики газа ровно в той же степени зависят от покупателей, как покупатели от них. Использование дотаций для постсоветских государств в целях проведения ими выгодной нам политики разбивается о концепцию «платы за лояльность»: регулярно возникают ситуации, когда платить приходится все чаще и чаще. Торговые санкции помогают достигать неких целей, но только в том случае, если перед ними ставятся выполнимые задачи. И так далее. В разумных пределах эти инструменты работают, если ставить перед собой реалистические задачи, а не витать в облаках. Нельзя от них ожидать невозможного.

Давайте пытаться избегать крайностей. У нас есть свои преимущества, свои сильные стороны, но они не абсолютны. Амбиции должны быть соразмерны. Нас все время бросает в какие-то крайности. Либо мы рвем на себе волосы и говорим, что мы никто и звать нас никак, либо мы самые-самые-самые. Мы несколько раз стремились к глобальному лидерству и надорвались. Может, глобальное лидерство не та цель, которую нам нужно перед собой ставить? Все, что на ступеньку ниже, я вполне готов принять. Только не надо опять решать судьбы мира.

6. Есть ли у России энергетическое оружие? В том упрощенном понимании, какое пропагандировалось несколько лет назад, – что у нас есть здоровая энергетическая дубинка, которой можно в любой момент ударить по голове, – в таком понимании энергетического оружия у России нет. Если когда-то и было, то сейчас точно нет. Элемент силы из области энергетики постепенно уходит, остаются деньги.

7. В данный момент в российской внешней политике нет идеологии. Ее нет уже лет двадцать. Мне кажется, она нужна. Были попытки ее создать, написать, но не вышло. Идеология сама по себе – либо она есть, либо ее нет. Целенаправленные усилия нашего государства создать новую идеологию, интеллектуальную идею пока ни к чему не привели. Главное, чего русским не хватает для движения вперед, это не ресурсы, а скорее некого видения мира и видения себя в этом мире. Самая большая проблема – не переход к рынку и наличие или отсутствие демократии, а то, что мы не совсем понимаем, кто мы такие и куда мы идем. Это проблема общенациональная. Она, наверное, решится в скором времени, но мало что для этого можно сделать. Это никто не может придумать или написать, это произойдет само собой.

Шамси Асафов, политолог, профессор Высшей школы экономики



Наверх  Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru