ТОЧКА ЗРЕНИЯ

КАРТИНА ДНЯ | ТОЧКА ЗРЕНИЯ | ВИДЕО | ТЕЛЕТАЙП СЛУХОВ | О НАС



О том, с чего следует начать свою работу новому министру строительства и ЖКХ

06.11.2013 11:56

Фото izvestia.ru

Фото izvestia.ru

Создание нового специализированного министерства, которое возглавит экс-губернатор Ивановской области Михаил Мень, является еще одной попыткой властей навести порядок в регулировании строительной деятельности и ЖКХ. Особенно тревожная ситуация сложилась в настоящее время в ЖКХ. Никаких кардинальных изменений в лучшую сторону здесь за последнее время не произошло. Несмотря на наличие средств и потенциальных инвесторов, изношенная коммунальная инфраструктура по-прежнему остается без инвестиций. Под угрозой срыва оказалось выполнение многих социально ориентированных проектов. На фоне постоянного роста тарифов, удорожания жилищно-коммунальных услуг практически не работает законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности — единственный источник сокращения расходов граждан, разрушена система координации контрольно-надзорных органов, система мониторинга и обратной связи с регионами.

А ведь еще совсем недавно сфера ЖКХ буквально бурлила от различного рода конференций, семинаров, куда съезжались из регионов тысячи чиновников, представителей организаций ЖКХ, активных граждан, чтобы разобраться, в чем состоят их обязанности и где их ответственность в этом хаосе постановлений, положений, рекомендаций, правил, порядков и прочих документов, количество которых достигло критических размеров. Сегодня с этими мероприятиями покончено: пустые залы, провальные круглые столы. Всем стало понятно, что никакой ответственности нет — всё остается по-прежнему, федеральное законодательство развивается само по себе, реальная жизнь в регионах идет сама по себе.

В настоящее время в сфере ЖКХ действует более 2,5 тыс. нормативных актов. Это акты только федерального уровня. К этому стоит добавить региональные и муниципальные нормативные акты и распоряжения. Разобраться и однозначно применить жилищное законодательство часто просто невозможно. В результате в регионах сложились целые «традиции» истолкования и применения тех или иных норм законов, приспособленные к определенным случаям и ситуациям. Они закрепились в деятельности местных администраций, судебных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Многие положения федерального законодательства ими не используются или попросту игнорируются, тем более, что в нарушение всех мыслимых сроков, установленных в законах, Минрегион России и Госстрой не разработали ряд важнейших подзаконных актов, без которых сами законы потеряли смысл. В конце мая на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ президент Путин, отмечая эту проблему, сказал, что для нормальной работы необходимо компактное, понятное законодательство, правила и нормы.

Еще одна задача, о которой глава государства твердит уже два года, — это повышение прозрачности расчетов за оплату коммунальных услуг. Согласно Закону об энергосбережении, приборы учета потребления энергоресурсов должны были появиться во всех многоквартирных домах еще с 2010 года, и именно по ним населению должны уже четыре года как отпускаться коммунальные ресурсы. Но эта простая задача организации учета и обеспечения прозрачности в расчетах так и не решена по причине отсутствия необходимых разъяснений со стороны Минрегиона России и Госстроя. Обычно при подобных законодательных новшествах Минрегион России направлял в субъекты РФ информационные письма, проводил мониторинг процессов, но в этот раз и он, и Госстрой самоустранились. Практически процесс оснащения многоквартирных домов приборами учета и создания прозрачности расчетов за коммунальные ресурсы был сорван.

Единственным позитивом в этой безрадостной картине является деятельность Фонда ЖКХ, подведомственного Минрегиону России и Госстрою, а сейчас подведомственного новому Министерству ЖКХ. Несмотря на прогнозы скептиков, Фонду ЖКХ за несколько лет удалось качественно изменить ситуацию с капитальным ремонтом на федеральном уровне и вплотную подойти к созданию новой системы финансирования капитальных ремонтов многоквартирных домов в регионах, ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан в новые энергоэффективные дома. Но и для проектов Фонда ЖКХ, и для создания региональных систем капитальных ремонтов нужно своевременное правовое обеспечение.

Причин провалов в работе Минрегиона России и Госстроя много, но главная из них, как всегда, — кадровый вопрос. По сути, ни в Минрегионе России, ни в Госстрое не удалось создать на уровне заместителей, начальников управлений и отделов работоспособную команду исполнителей. Из года в год руководящие посты там занимают одни и те же чиновники, срок годности которых, если можно так выразиться, уже давно истек. Их все знают, и от них никто ничего хорошего уже давно не ждет. По сути, они и являются авторами всех тех законодательных тупиков и мутных правовых схем, из которых только они, да еще несколько экспертов знают, как выпутаться.

Учитывая первые заявления Михаила Меня о том, что на работу в новое министерство он приглашает «сильных профессионалов» из Минрегиона России и Госстроя, начинать борьбу с коррупцией новому министру придется не с регионов и муниципальных образований, а со своего ведомства. Иначе всё останется по-прежнему.

Источник




Наверх  Главная страница
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru